Майданы


Курганы с усами

Глиняные, каменные или глиняно-каменные сооружения. Центральная часть имеет один или несколько курганов, от которого отходят пара усов на восток.



Фотогалерея
Координаты курганов с усами
Координаты майданов и других Мест Силы.

Что представляют собой курганы с «усами».

Это – курганы с каменными грядами, более известные в археологической литературе под на­зва­ни­ем курганы с "усами" (КСУ). Сары-Арка – центр зарождения и распространения сво­е­об­раз­ной ко­че­вой культуры, связанной с возведением оригинальной по конструкции курганных со­о­ру­же­нии на ог­ром­ную территорию, охватывающую часть Степного пояса Евразии от Поволжья на западе, до Ал­тая на востоке, от Тянь-шаньских гор на юге и до Южного Урала на севере.

По внешнему виду они представляют собой подковообразное сооружение. С двух сторон, на не­боль­шом расстояний от одиночного кургана или группы курганов (кернов) в восточном (редко и в юж­ном) направлении слегка расширяясь, простираются серповидные по форме две каменные гряды. Как правило, высота курганов и гряд незначительна. Только в редких случаях высота основного кур­га­на достигает 2-3 м, а гряд 0,5 м. Длина же грядок – "усов" колеблется от 11 до 300 м. В боль­шин­ст­ве случаев начала и концы "усов" выложены в виде небольших курганообразных или коль­це­вых кер­нов (выкладок) в них иногда установлены стоячими камнями – стелами. Иногда ось со­о­ру­же­ния от­ме­че­на рядом камней, как в случае КСУ на местности Садуакас, или одиночным керном, рас­по­ла­га­е­мым на восточной стороне курганного комплекса между концами гряд, которым относится известный па­мят­ник «37 Воинов» у Корпетайских гор, и исследованными нами КСУ Ушкатты, Аралтобе, Сага, Ортау и Садуакас 2.

Оставаясь в конструктивном отношении подобными, эти курганные комплексы имеют вариации по числу и расположению дополнительных курганов относительно основного, а также структурой гряд. Количество курганов в отдельных случаях достигает семи, но большинство курганов с "усами" со­сто­ят из одного или двух – большого и малого, располагаемых по линии восток-запад и примерно оди­на­ко­вых по размеру – по линии север-юг. Курганы сложены только из камня или камня с примесью земли. В некоторых случаях камни уложены в виде уплощенного круга или кольца, а иногда в виде спиральной ветви (КСУ Айдахарлы 1). Структура "усов" от одного к другому несколько варьирует. Чаще всего они представляют собой сплошные гряды, камни которых расположены на материковой поверхности толщиной в один или несколько слоев без какой либо системы. Некоторые из них имеют определенные особенности как в виде установленных на них крупных каменных блоков-менгиров, отдельных или примыкающих друг к другу круглых кернов-звеньев, составляющих цепочку, так и в виде коридорообразного строения из параллельно вкопанных на ребро каменных плит с поперечно установленными плитами, а концевые керны были оформлены в виде куполообразного сооружения. В большинстве случаев начала и концы гряд оформлены в виде круглых, овальных или под­пря­мо­у­голь­ных насыпей (выкладок) с вертикально установленными менгирами или без них.

Проблемы датировки и интерпретации.

Несмотря на то, что эти памятники изучались на протяжении большого периода времени вопросы датировки, назначения и семантики до сих пор не разрешены. Датировка по сравнительному ана­ли­зу немногочисленных предметов из самих КСУ, а также курганов, расположенных по соседству до­пус­ка­ет большой разброс в определении их возраста. Самая ранняя датировка относит их к VII-V вв. до н.э., самая поздняя – VIII-IX векам н.э., т.е. они причисляются объектам как Тасмолинской ар­хе­о­ло­ги­чес­кой культуры, так и Древнетюркской эпохи. В настоящее время это обстоятельство является глав­ной проблемой на пути выяснения их этнокультурной принадлежности. Согласно мнения А.З. Бей­се­но­ва «ряд памятников (всего 11 на территории Казахстана), в свое время был датирован ис­сле­до­ва­те­ля­ми первым тысячелетием н.э. на основании найденных в них впускных захоронении или же предметов, имевших характер «кладов», скорее всего, верхняя граница памятников не вы­хо­дит за пре­де­лы тасмолинского периода (4 или 4-3 вв. до н.э.)». Противовес этому, С.Г. Боталов и И.Э. Люб­чан­ский полагают, что, на первичной типологии КСУ и отнесение их к курганам раннего же­лез­но­го века Центрального Казахстана отразилась двойная планиграфия погребальных па­мят­ни­ков, когда КСУ располагаются на площадках могильника тасмолинской археологической культуры, а также бедность археологического материала, добываемых из КСУ. Пересматривая хро­но­ло­ги­чес­кую и культурную принадлежность КСУ, авторы уверенно относят их (КСУ II и IV типов) к эпохе Великого переселения народов и датируют 5-8 вв. н.э.

Одним из главных проблем в изучении КСУ является выяснения их назначения. Академик А.Х. Мар­гу­лан считал, что «курганы типа «солнце» являются только ритуальными сооружением, устро­ен­ным на месте трапезы или поминок». Согласно М.К. Кадырбаеву КСУ следует рассматривать как единый комплекс, состоящий из основного погребения в большом курга­не и относящихся к нему сооружений ритуального характера, «малые курганы, заключающие в себе захоронения коня или его части в сочетаний с дугообразными каменными грядами ориентированный своим открытым концом на восток, в сторону восходящего Солнца, «носят сугубо ритуальный характер и являются отражением культа – вероятнее всего – солярного», при этом он апеллирует к сообщению Геродота: "Из богов чтут только Солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл жертвы этой то, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное".

Относительно семантики гряд существует разные мнения. В площадках или оградках на концах «усов» совершались жертвоприношения, что подтверждается наличием в них прокаленной земли, дре­вес­ных углей и обожженных костей животных. По убеждению А.М. Оразбаев, гряды (в случае па­мят­ни­ка Джанайдар – «коридор»), «очевидно, также предназначались для каких-то ритуальных об­ря­дов, может быть, служили для «сообщения духов». Исходя из такой особенности как дискретная струк­ту­ра гряд некоторых КСУ, С.С. Сорокин склонен считать, что «скорее всего, такого рода па­мят­ни­ки являются дошедшими до нас свидетельствами древних поминальных торжеств – асов, най­ров. Отдельные каменные устройства в дугах, как представляется, и здесь являются обозначением мест старших представителей семейных, родовых или иных общественных групп, – местами «сидящих в первом ряду». Т.е. захоронения коня или его останков, а также устройство каменных гряд со­вер­ша­лись позже, чем погребение человека и приурочивались к времени проведения по­ми­наль­ных тор­жеств. По предположению А.З. Бейсенова «длинные гряды, в отдельных звеньях (эле­мен­тах) ко­то­рых ими­ти­ро­вал­ся огонь, видимо играли роль своеобразных огненных лестниц, путей, по которым душа умершего уносилась к восходящему Солнцу, к небу, в страну богов».



Главная   Статьи о курганах   Статьи о курганах с усами   Фото   Фотогалерея курганов с усами   Видео



Обновлен 01 июн 2017. Создан 24 янв 2015



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Рейтинг@Mail.ru