Майданы

Спираль Гластонбери

При наблюдении с расстояния Тор представляет собой совершенную пирамиду, но по мере приближения, начинаешь видеть, что он имеет очертания лежащего геральдического льва с башней на вершине.



Фотогалерея   Видео
Координаты 51°08'41.53"N, 02°41'53.85"W   G O W Я
Координаты майданов и других Мест Силы.

В 1944 году ирландский бизнесмен Джеффри Расселл увидел необыкновенно яркий сон. Про­снув­шись, он немедленно перенес на бумагу образ, все еще стоявший у него перед глазами. Это был спиральный символ, состоящий из одной линии, закрученной в семь витков. Немного оза­да­чен­ный, Рассел спрятал рисунок и долгое время почти не вспоминал о нем.

Восемнадцать лет спустя он перелистывал журнал "Кантри лайф" и внезапно увидел фотографию резного рисунка на камне, недавно обнаруженного в окрестностях Тинтагеля, знаменитого замка времен короля Артура в. К своему изумлению, Расселл узнал в рисунке образ из давнего сна – то, что он нарисовал, по сути дела было архетипом древнего представления о лабиринте. Вскоре он снова увидел этот символ на античной монете с острова Крит. Там, согласно древнегреческой легенде, когда-то существовал гигантский лабиринт, где жил Минотавр.

Спиральный лабиринт Тинтагеля
Спиральный лабиринт на резном рисунке по камню, обнаруженном в окрестностях Тинтагеля (графство Корнуолл).

После этой странной череды совпадений поиски загадочного лабиринта и его предназначения стали личным делом Расселла, Во время поездки в Гластонбери в 1966 году он объявил об открытии еще одного лабиринта, который (если его подлинность подтвердится) сможет по праву считаться одной из самых впечатляющих археологических находок.

Городок Гластонбери в графстве Сомерсет в Западной Англии окружен большим количеством ле­генд и причудливых теорий поборников Новой Эры, чем любое другое место в Британии. В средние века он привлекал так много паломников, что его окрестили "Вторым Римом". В более позднюю эпоху он словно магнитом притягивал мистиков, включая знаменитую исследовательницу ок­культ­но­го Диону Форчун (1891-1946), которая в 1920-х годах поселилась в Гластонбери в доме у подножия холма Тор, средоточия легенд Гластонбери. Тор – внушительный холм высотой около 500 футов и видимый на расстоянии до 25 миль. На его вершине стоят остатки средневековой часовни св. Михаила, но наиболее поразительная особенность холма Тор заключается в самой его форме. Диона Форчун описала ее в 1934 году:

"При наблюдении с расстояния Тор представляет собой совершенную пирамиду, но по мере при­бли­же­ния, начинаешь видеть, что он имеет очертания лежащего геральдического льва с башней на вершине. Его пирамидальная форма, словно вырастающая в центре широкой равнины, слишком замечательна и соразмерна для природного образования, не исправленного работой человеческих рук. С близкого расстояния ясно виден террасированный маршрут, в три яруса огибающий ядро холма, несомненно, это было сделано человеком".

Гластонбери-Тор
Гластонбери-Тор. Башня разрушенной церкви св. Михаила стоит на вершине.

Семеричный путь.

В то время, когда появилось это вдохновенное описание, было принято считать, что террасы холма Тор либо имеют целиком природное происхождение, либо были обработаны средневековыми зем­ле­дель­ца­ми. Когда в Гластонбери прибыл Джеффри Расселл, он увидел иную картину, гораздо более масштабную, чем предстает в интерпретации Дионы Форчун. Странно, что она увидела лишь "три яруса" на холме Тор – с разных углов можно увидеть еще несколько. Расселл опознал в Гластонбери ту самую спиральную форму с семью витками, которая много лет преследовала его в снах и наяву. Со­глас­но его теорий, весь холм Тор был превращен в огромный трехмерный лабиринт еще в до­ис­то­ри­чес­кие времена. Предположение Расселла было с радостью подхвачено энтузиастами ис­сле­до­ва­ния Гластонбери и стало частью современного фольклора, связанного с этим за­ме­ча­тель­ным местом. Однако было ли его открытие реальностью или всего лишь попыткой выдать желаемое за дей­ст­ви­тель­ное, подобно некоторым другим гипотезам о древних ландшафтных работах в Британии?

Расселл немедленно приступил к экспериментальному подтверждению своей теории. Сделав се­рию песчаных моделей холма Тор, чтобы проиллюстрировать его связь с клас­си­чес­кой формой ла­би­рин­та, он выполнил аэрофотосъемку местности, позволившую точно нанести на карту контуры хол­ма. Результаты исследования, казалось, подтверждали его первоначальную догадку о спи­раль­ной форме холма Тор.

Гластонбери-Тор
Гластонбери-Тор. Вид сверху.

Впоследствии дело Расселла было продолжено Джеффри Эшем, корифеем в области исследования эпохи короля, который, как и многие другие писатели, был очарован волшебством Гластонбери и переселился в эти края. Эш купил тот самый дом, где некогда жила Диона Форчун. После многих лет неторопливых прогулок в окрестностях холма Тор, он, наверное, знает эту местность лучше, чем кто-либо еще. Заинтересовавшись теорией спирального лабиринта, Эш заметил, что Расселл "так и не попытался доказать свои доводы самым элементарным методом" – то есть прогулкой по пред­по­ла­га­е­мой спиральной тропе. Сам Эш провел этот эксперимент летом 1979 года; преуспев в достижении цели, он опубликовал результаты своих открытий в том же году.

Путь, по которому он следовал, начинается в самом нижнем (юго-западном) конце холма Тор – наиболее удобном месте; для начала восхождения. В начале подъема маршрут отмечен большим валуном, который, по мнению Эша, является специальным знаком, обозначающим вход. Далее путь петляет взад-вперед по серии кривых и, в конце концов, приводит к центру лабиринта, вершине холма Тор. На одном или двух участках маршрута четкое направление не прослеживается, но в защиту Эша можно сказать, что эти места подверглись эрозии или были замаскированы более поздней человеческой деятельностью. Спираль из семи витков, предложенная Расселом и подробно нанесенная на карту Джеффри Эшем, несомненно существует.

Возможность того, что холм Тор был превращен в огромный лабиринт, поднимает ряд важных во­про­сов. Поскольку не сохранилось никаких исторических записей о столь грандиозном пред­при­я­тии, Расселл и Эш пришли к выводу, что лабиринт в Гластонбери является доисторическим сооружением. Для его постройки понадобились колоссальные усилия, возможно, сравнимые со строительством другого великого доисторического монумента – Стоунхенджа.

Гластонбери-Тор
План маршрута через лабиринт, огибающий террасы Гластонбери-Тор.

В общем и целом, Эшу удалось доказать, что строение террас вокруг холма Тор действительно напоминает лабиринт с семью спиральными витками. Но, по признанию самого Эша, это еще не означает, что весь холм был создан с какой-то ритуальной целью. Лишь археолога могут доказать или опровергнул" это предположение.

К сожалению, раскопки здесь были весьма ограниченными, отчасти из-за крайне неблагоприятных по­год­ных условий. В 1960-е годы, когда Филипп Ратц из Бирмингемского университета изучал плос­кую вершину холма (работы финансировались из средств фонда, основанного Расселлом), он столк­нул­ся с многочисленными трудностями. Помимо того, что снаряжение каждый лень приходилось пе­ре­но­сить вверх и вниз по крутым склонам холма, члены команды Ратца страдали от про­ни­зы­ва­ю­ще­го ветра в ненастные дни, а в ясные дни наверху было "жарко, как в печке". Исследователи об­на­ру­жи­ли предметы римской эпохи, Темных веков (IV-IX вв. н.э.) и средневековья, пред­став­ля­ю­щие значительный интерес. Труднее оказалось определить следы человеческой деятельности в более ранний период. Средневековые строительные работы, интенсивная эрозия, усугубляемая последствиями небольших землетрясений, уничтожили большую часть доисторических; артефактов. Однако Ратцу и членам его команды удалось доказать, что холм Тор был известен и посещался во времена каменного века. Среди находок, сделанных археологами, были обработанные кремни, датированные палеолитом и неолитом (10 000-2000 лет до н.э.), а также полированный топор из зеленоватого камня эпохи неолита.

Ратц не располагал достаточным временем и материальными ресурсами для более широких ис­сле­до­ва­ний, необходимых для проверки теории Расселла. Он не стал проводить раскопки на террасах холма, хотя у него возникало такое искушение. Такие "ненаучные" построения, как теория Рассел обычно сразу же отметаются археологами, но в случае со спиральным лабиринтом в Гластонбери дело обстояло иначе. На основании анализа поверхностных элементов холма Тор Ратц пришел к выводу, что теория Расселла заслуживает серьезного внимания. Он считает, что спираль могла быть сооружена только в эпоху неолита или бронзового века (4000-2000 год до н.э.). Инженерные навыки строителей того времени более чем очевидны на примере впечатляющих земляных работ, понадобившихся для сооружения искусственного кургана Силбери-хилл. Ратц также считает, что теория Расселла поможет определить роль Гластонбери как крупного духовного центра: "Лабиринт скорее всего был главным культурным и религиозным центром этого района, положив начало неувядающей славе Гластонбери в более поздние времена".

Аргументы в пользу теории лабиринта безусловно привлекательны, а доводы против – не­у­бе­ди­тель­ны. По словам Джеффри Эша, "главная линия возражений… основана не на контраргументах, а на догме, что вся система должна простое и очевидное объяснение". Однако, как подчеркивает Эш, "простые и очевидные объяснения" могут заметно различаться в зависимости оттого, с кем вы го­во­ри­те. Геологи полагают, что террасы образовались в процессе эрозии. С другой стороны, Ро­нальд Хаттон, профессор истории Бристольского университета, утверждает: "Для археологов террасы на склоне Холма выгладят как совершенно обычная система земледелия в холмистой местности, характерная как для железного века, так и для средневековья". Но оба мнения не могут быть правильными. Какое из них выбрать?

Идея эрозии, преlложенная геологами, звучит правдоподобно, но лишь до определенной степени. Холм Тор состоит из четырех разных слоев горных пород, начиная с песчаниковой вершины, об­ра­зу­ю­щей его пик. Можно допустить, что из-за разной плотности слоев в процессе выветривания между ними образовались ступеньки. Но до сих пор никто не предъявил геологическую модель процесса, который мог бы привести к формированию замысловатого лабиринта с семью витками, об­на­ру­жен­но­го Расселом и Эшем.

В отсутствие обоснованной геологической модели Ратц и другие исследователи придают больший вес теориям о рукотворном происхождении террас. Из возможных видов человеческой деятельности можно сразу же исключить оборонительные работы, так как террасы совершенно не похожи на огром­ные земляные валы кельтских фортов, возведенные в железном веке. Наиболее рас­про­стра­нен­ное объяснение, принятое Национальным Трестом (организация по охране исторических па­мят­ни­ков, достопримечательностей и живописных мест в Великобритании), на попечении которого сейчас находится Гластонбери-Тор, что террасы были проложены для земледелия – точно так же, как ступенчатые склоны Холмов во Франции и Германии, выровненные для выращивания винограда, или на Филиппинах для культивации риса. С доисторических времен английские земледельцы обрабатывали южные склоны холмов и долин, превращая их в длинные и узкие "полосчатые" поля.

До осушения в ХVIII-ХIХ веках район Гластонбери был в основном заболоченным, поэтому стрем­ле­ние максимально увеличить ценность любого клочка сельскохозяйственной земли было со­вер­шен­но естественным. В таком случае, возможно, террасы были построены средневековыми монахами или даже до римского завоевания. На первый взгляд это здравая мысль. Древним британским земледельцам было проще обрабатывать легкие, хорошо дренируемые почвы на склонах холмов, чем тяжелые почвы низменностей.

На карте 1844 года некоторые из нижних террас южного и восточного склона холма отмечены как "Tor Linches" (linch, или lynchet обозначает земляную террасу, достаточно широкую для вспашки). Не­ко­то­рые участки специально обустраивались с этой целью, другие появлялись по мере вы­рав­ни­ва­ния при регулярной сельскохозяйственной обработке. Не подлежит сомнению, что в XIX веке нижние террасы холма Тор использовались для фермерских посадок, но высказывалось мнение, что весь холм когда-то был приспособлен для террасированного земледелия.

Однако из всех систем террасирования, известных в доисторической, древней и средневековой Британии, нет ничего достаточно похожего на Гластонбери-Тор. (Впрочем, такие изолированные холмы сами по себе встречаются редко.) Хотя теория сельскохозяйственной обработки считается очевидным археологическим объяснением, никто не подвергал ее критическому анализу. Все просто принимали как должное, несмотря на определенные проблемы.

На склонах многих холмов в Англии есть террасы, но нигде они не огибают весь холм и не вы­ра­же­ны с такой четкостью. Большинство известных террас по очевидным причинам занимает го­ри­зон­таль­ное положение. В противоположность этому, террасы на холме Тор далеко не го­ри­зон­таль­ны и временами образуют крутые склоны, едва ли пригодные для вспашки: первый же ливень увлек бы всю вспаханную землю вниз по склону. Выдвигалось альтернативное предположение, согласно которому террасы использовались средневековыми монахами для выращивания винограда. Земля, на которой растут виноградные лозы, обрабатывается мотыгами без глубокой вспашки. Однако трудно представить себе, как виноград мог расти на северных склонах холма. Вершина и верхние склоны Гластонбери-Тор слишком подвержены воздействию ветров и перепадов температуры для любого вида сельскохозяйственной деятельности. Поднявшись на вершину холма, нетрудно понять, что ростки, высаженные на верхних террасах, будут погублены ветром и дождями в течение нескольких дней, если не часов. Когда Ратц и члены его команды занимались раскопками, ветер буквально швырял почву им в лицо, и они не успевали выбрасывать ее. Возможно, именно, это обстоятельство привело Ратца. к выводу, что "спиральная теория" Расселла заслуживает внимания.

Итак, сельскохозяйственное объяснение далеко не так убедительно, как может показаться. Без ар­хе­о­ло­ги­чес­ко­го обоснования его недостаточно для того, чтобы отказаться от теории Расселла; по крайней мере, если система террас в Гластонбери-Тор была предназначена для земледелия, она со­вер­шен­но исключительна и не имеет аналогов. Даже Национальный Трест, официально пред­по­чи­та­ю­щий сельскохозяйственную теорию, с уважением относится к идеям Джеффри и Расселла. В 1980 году; когда возникла необходимость в ограниченных ремонтных работах на склонах холма Тор, комиссия Треста постановила, что "работы ни в коем случае не должны нанести ущерб элементам лабиринта".

Теория Расселла имеет такое же право на существование, как и сельскохозяйственная теория. Некоторые исследователи, вроде Джеффри Эша, считают ее более предпочтительной. Но, если Гластонбери-Тор действительно играл роль доисторического религиозного центра, какие ритуалы совершались в его окрестностях?

Гластонбери-Тор
Гластонбери-Тор.

Спиральный замок.

Современные посетители Гластонбери сразу же обращают внимание на необычную форму холма Тор. Если "лабиринтная теория" верна, то в древние времена он представлял собой гораздо более впечатляющее зрелище: остров, спиралями поднимающийся из тумана над окружающими водами, словно призрачный замок. Но если Тор когда-то был своеобразным религиозным храмом, неужели о нем не сохранилось никаких упоминаний в местных мифах и традициях?

Намёк на возможную связь можно найти в манускрипте XVI века под названием "Житие св. Кол­ле­на", который, по мнению историков, является подлинной копией раннего сред­не­ве­ко­во­го текс­та. Св. Коллен был валлийским святым VII века. После ухода из аббатства Гластонбери он вел жизнь от­шель­ни­ка у подножия холма Тор, где однажды услышал беседу двух крестьян, раз­го­ва­ри­вав­ших о замке Гвинна, сына Нудда, скрытом внутри холма. Гвинн был королем Фэйри (народа фей) и пра­ви­те­лем Аннона, кельтского аналога Нижнего мира. Коллен счел этот разговор суеверной чепухой, но в ту же ночь призрачный посланец обратился к отшельнику и пригласил его в замок. Приглашение повторялось каждую ночь, и в конце концов Коллен согласился. Вооружившись бутылочкой святой воды, он поднялся на вершину холма, был проведен через тайный вход в глубины Нижнего мира и оказался в сияющем замке Гвинна, где нарядно одетые феи и эльфы праздновали и пировали под чудесную музыку. Св. Коллен отказался от предложенной еды, которая была бы смертельна для него, и, в ответ на уговоры Гвинна, начал разбрызгивать вокруг святую воду. Замок исчез вместе с его обитателями, и Колен оказался на одинокой вершине холма Тор.

Гвинн, чье имя означает "белый" – хорошо известный персонаж валлийского фольклора. Он был до­хрис­тианским кельтским божеством, точно так же, как его отец Нудд или Ноденс, которого по­чи­та­ли в юго-западной Британии и во времена римлян. История о волшебном замке Гвинна, скрытом внутри холма Тор, позволяет провести интересную параллель со "спиральной теорией". В культурных традициях разных стран есть намеки на то, что форма лабиринта часто использовалась в древности как символ Нижнего мира; спиральные тропы, ведущие внутрь и наружу, символизировали смерть и возрождение. Средневековая вера в то, что вход в Аннон находился на вершине холма Тор, хорошо сочетается со "спиральной теорией".

Историю о св. Коллене можно сопоставить с другой средневековой легендой. По мнению Расселла, спираль Гластонбери конкретно упоминается в средневековой валлийской поэме под называнием "Добыча Аннона", датируемой Х веком н. э. Она содержит наиболее ранние известные стихи о ко­ро­ле Артуре, в которых он пытается добыть сокровища Нижнего мира, приплыв туда на корабле со сво­и­ми воинами. В каждом рефрене упоминается название одного из неприступных замков кельтской преисподней. Названия замков, которые могут быть вариантами названия одного и того же места (входа в Аннон) действительно наводят на мысли о Гластонбери. Каэр Педриван, который назван "веч­но вращающимся", в переводе означает "четырехугольный замок"; Гластонбери-Тор имеет фор­му грубого ромба. Каэр Видир означает "замок из стекла", которое валлийцы – правильно или не­пра­виль­но – ассоциируют с Гластонбери. Каэр Веддвайт, "замок пиршеств", напоминает о пир­ше­ст­вен­ном зале в замке Гвинна, скрытом в холме Тор. Каэр Сиди, что означает "спиральный замок", рассматривался Расселлом как конкретное указание на лабиринт в Гластонбери. (Альтернативное прочтение, "Каэр Сидди", означает "Замок волшебного народа (сидов)".) В поэме неоднократно упоминается магическое число 7, как число воинов Артура, выживших после атаки на каждый замок.

Образ входа в Нижний мир через спиральный замок, окруженный водой и связанный с числом 7, является общим для замков из поэмы о Гластонбери-Тор. Другая средневековая поэма, в которой говорится, что король Артур однажды осадил замок Гластонбери, подтверждает эту связь. Его жена Гвиневра была похищена Мелвасом, чьей цитаделью был Тор. Мелвас – одно из других имен правителя Нижнего мира, который предстает перед св. Коленом в образе Гвинна.

Итак, описание спирального замка" в поэме "Добыча Аннона" хорошо подходит для Гластонбери. Но мог ли Гластонбери-Тор послужить прототипом для замка Каэр Сиди из старинного предания? Другие описательные элементы поэмы хуже сочетаются с этой теорией – например, упоминание о море, окружающем волшебный замок, – хотя болота и озера, окружавшие Гластонбери, могли рас­смат­ри­вать­ся как внутреннее море. Валлийская устная традиция указывает на другие, настоящие острова как на подходящие места для расположения замков из Нижнего мира. К ним относится остров Уайт (определенно имеющий четырехугольную форму) и крошечный островок Ланди неподалеку от побережья Уэльса.

Маловероятно, что Гластонбери-Тор был источником вдохновения для всей символики кельтского Нижнего мира, которая содержится в поэме "Добыча Аннона". Возможно, кельты считали, что есть несколько входов в Аннон, и Гластонбери-Тор был одним из них, хотя и очень важным.

Мог ли Гластонбери-Тор играть роль физического воплощения входа в Нижний мир, куда при­хо­ди­ли верующие для посвящения в таинства смерти и возрождения? Мы знаем, что спираль как символ загробной жизни использовалась на Британских островах задолго до появления кельтских племен; фактически, наиболее ранние образцы датируются периодом неолита. Если Гластонбери-Тор действительно был превращен в спиральный лабиринт в III или II тысячелетии до н.э, его символика, впоследствии принятая кельтами, которые насытили ее образами своих мифов, может пролить новый свет на религиозные верования в доисторической Британии.

Еще один текст, возможно, имеющий отношение к загадке холма Тор, был обнаружен Джеффри Эшем. Это отрывок из сочинения греческого энциклопедиста Диодора (1 век н.э.), где содержится любопытное описание некоторых религиозных монументов древней Британии. Взяв основные сведения у географа Гекатея, жившего в IV веке н.э., Диодор описал страну гипербореев, название которой означает "те, кто живет за северным ветром". Гипербореи жили на острове посреди моря, за страной кельтов (то есть Галлии, или Франции). Поскольку "остров был больше, чем Сицилия", ясно, что речь идет о Британии:

"Аполлона они почитают превыше других богов… На острове есть величественный алтарь Апол­ло­на и замечательный храм сферической формы, украшенный многими обетными и дар­ст­вен­ны­ми под­но­ше­ни­я­ми. Далее, там есть город, посвященный этому богу. Большинство жителей умеет хорошо играть на кифарах (разновидность древней лютни); они постоянно играют музыку в храмах и поют гимны в честь божества, прославляя его деяния".

Упоминание о "сферическом" храме навело многих историков на мысль, что речь идет о Сто­ун­хенд­же. Аполлон был древнегреческим богом солнца, а из всех астрономических ори­ен­ти­ро­вок Стоунхенджа лишь солнечные можно считать полностью доказанными. Джеффри Эш соглашался с этой интерпретацией до тех пор, пока не присмотрелся повнимательнее к словам Диодора. Строго говоря, Стоунхендж имеет кольцеобразную, а не сферическую форму. Точный смысл слова, ис­поль­зо­ван­но­го Диодором, означает "шаровой, шаровидный". Трудно представить себе храм сфе­ри­чес­кой формы, поэтому в том виде, как он есть, текст выглядит немного абсурдно. Поэтому Эш пред­по­ло­жил, что при переписывании текста с греческого манускрипта копировщик допустил ошибку, которая вводит нас в заблуждение. По-гречески слово "сферический" пишется spharoeides. Очень похожее слово speiroeides означает "свернутый виткам", или "имеющий спиральную форму".

Так может быть, Диодор имел в виду знаменитый спиральный храм в Британии? Тогда этот храм мог находиться лишь в Гластонбери. На роль "величественного алтаря" Аполлона подходит Эйвбери, огромный мегалитический комплекс, расположенный в 40 милях от Гластонбери. К сожалению, пока мы не обнаружим оригинальный манускрипт Диодора или исходный текст Гекатея, эту дразнящую возможность можно лишь добавить к списку гипотез в постоянно растущей тайне Гластонбери.

Гластонбери-Тор
Гластонбери-Тор.

Храм Солнца?

С предположением о том, что Гластонбери-Тор некогда был храмом солнечного божества, зна­ме­ни­тым во всем древнем мире своей необычной спиральной формой – или вообще был ре­ли­ги­оз­ным храмом, – мы вступаем в царство рассуждений о других рассуждениях. Однако есть одно об­сто­я­тель­ст­во, помогающее отвлечься от абстракций. Гластонбери-Тор обладает интересной географической особенностью: его ромбовидная форма создает ориентировку приблизительно с юго-запада на северо-восток, причем длинная ось проходит через гребень холма, где стояла часовня св. Михаила. На этой линии оказывается и большой камень, который Джеффри Эш рассматривает как отметку входа в лабиринт. Стоит отметить, что эта ось расположена под углом 63 градуса к востоку от севера – в направлении восхода солнца в день 1 мая. (Теперь это 6 мая из-за смены юлианского календаря на григорианский.) В кельтской культуре от раннего средневековья до наших дней первый день мая, или Белтайн, был самым важным праздником года, отмечающим возрождение солнца после зимы и приход лета.

Но это еще не все. Если продолжить ось, проходящую через холм Тор, как воображаемую линию в обоих направлениях, она пересечет другие важные точки. В десяти милях к юго-западу расположен Бурроубридж-Мамп, необычный конический холм, похожий на миниатюрный вариант Гластонбери-Тор. Он находится точно на оси – если смотреть с Бурроубридж-Мамп, солнце поднимается прямо над Гластонбери-Тор утром в первый день мая. Это может быть совпадением, но если продолжить ли­нию в северо-восточном направлении, то она пройдет через южный вход огромного каменного кру­га в Эйвбери, который находится в центре самого большого комплекса доисторических структур на Британских островах. "Охотники за леями" продолжили эту линию еще дальше в обоих на­прав­ле­ни­ях, нанизав на нее огромное количество доисторических и священных мест в южной Англии.

Оставив в стороне далеко идущие предположения, достаточно обратить внимание на тот простой факт, что три ландшафтных элемента, созданных самой природой – вершина Бурроубридж-Мамп, длин­ная ось, проходящая через вершину холма Тор, и точка восхода солнца в первый день мая, – на­хо­дят­ся на одной линии. Скептики обычно затруднялись комментировать это обстоятельство и со­сре­до­то­чи­ва­ли огонь своей критики на слабых сторонах гипотетических леев, соединяющих ис­то­ри­чес­кие и доисторические монументы. Однако проблема Гластонбери заключается в другом. Леи часто критикуют за то, что в них не содержится ясных свидетельств человеческой деятельности в доисторический период. Однако этот вопрос не возникает при обсуждении восхода солнца над Гластонбери-Тор в первый день мая. Ориентировка образована самой ромбовидной формой холма. Если добавить к этому Бурроубридж-Мамп, как-то трудно поверить, что доисторические бритты, с их повышенным интересом к астрономическим наблюдениям и особенно к движению Солнца, пропустили такое поразительно природное совпадение.

Здесь кельтские мифы и фольклорные истории снова вступают в игру, предлагая объяснение на пер­вый взгляд неуместной ассоциации между холмом Тор как моделью подземного мира и той ролью, ко­то­рую он мог играть в древнем солнечном культе. В сохранившейся кельтской традиции празд­но­ва­ния Белтайна на Британских островах можно видеть, что основное ритуальное действо пред­став­ля­ет собой поединок между Летним и Зимним Солнцем, где призом для победителя служит рука Королевы Мая. Между армиями, выступавшими на стороне Зимы и Лета, устраивалось потешное сражение, и, после шумной свалки, Лето одерживало победу. Затем предводитель партии Лета становился Королем Мая, который "брал в жены" Королеву Мая и проходил вместе с ней по деревне во главе торжественной процессии.

Отголоски этого ритуала можно видеть в легенде о короле волшебного народа Гвинне. Гвитир, сын Грейдаля, был помолвлен с девой Крейддилад (которая появляется под именем Корделия в шекс­пи­ров­ском "Короле Лире"), но незадолго до свадьбы появился король Гвинн и насильно увел ее с собой. Гвитир собрал армию и пошел войной на Гвинна, но король Артур вмешался и заставил их заключить мир на следующих условиях:

"Дева должна остаться в доме своего отца, не отдав предпочтения никому из претендентов. Гвинн, сын Нудда, и Гвитир, сын Грейдаля, будут сражаться каждый год первого мая вплоть до Суд­но­го дня, и тот, кто одержит победу; возьмет девушку в жены".

Нетрудно понять, что эта ежегодно возобновляющая битва является параллельным вариантом ис­то­рии о войне между королем Артуром и королем Мелвасом. В валлийской легенде Мелвас по­хи­ща­ет Гвиневру (Гвинехвар), жену Артура, и увозит ее в свою крепость на Гластонбери-Тор. Артур ищет ее в течение одного года, потом собирает армию и осаждает замок Мелваса. Лишь вме­ша­тель­ст­во аббата Гластонбери позволяет заключить мир между двумя королями. Эта история стала излюбленной темой средневековых рыцарских романов, где особо подчеркивалось, что королева Гвиневра была похищена злым сэром Меллигаунсом (производное от "Мелваса") как раз в то время, когда она собирала весенние цветы утром Майского Дня.

И Гвинн, и Мелвас имеют четкие ассоциации с Гластонбери. Образцы средневекового фольклора сви­де­тель­ствуют по меньшей мере о том, что связь между восходом солнца в канун Праздника Бел­тайн и Гластонбери-Тор не была впервые открыта современными "охотниками за леями". Учи­ты­вая важное значение этого праздника в кельтском календаре, мы можем полагаться на постоянство древней традиции. Гластонбери некогда был средоточием весенних празднеств, где происходит поединок между Зимним и Летним Солнцем в борьбе за склонность Королевы Мая.

Эти легенды позволяют установить ряд связей – от предполагаемой структуры лабиринта до ори­ен­ти­ров­ки на восход солнца в первый день мая. Если Гластонбери был центром древнего культа, где проводились ежегодные церемонии, теория о спиральных террасах получает новое под­твер­жде­ние. Лабиринт мог рассматриваться как символическое владение Старого Солнца (Гвинна или Мелваса), повелителя Нижнего Мира.

Интересные возможности, открытые исследователями Гластонбери-Тор, пока вызывают больше вопросов, чем ответов; лишь археологические данные по результатам раскопок на террасированных склонах могут стать решающим доказательством. Однако, как ни удивительно это может показаться, идея о земляных работах на склонах холма, который впоследствии играл роль крупного ритуального центра, не противоречит современным археологическим представлениям о британской культуре периода неолита и раннего бронзового века. За последние несколько десятилетий археологами пришлось признать, что значительные территории постепенно упорядочивались и превращались в "ритуальные ландшафты", состоящие из взаимосвязанных монументов. К ним относятся не только каменные круги, но также погребальные курганы и прямолинейные канавы, иногда достигающие нескольких миль в длину. Эйвбери, самый большой каменный круг на Британских островах, был построен в центре района, где концентрировались монументальные земляные сооружения, одно из которых Виндмилл-хилл имеет диаметр 3/4 мили. Чтобы выкопать канаву, окружающую его, понадобилось извлечь более 13 000 тонн мела. И, как будто этого было недостаточно, в миле от каменного круга древние строители возвели колоссальный курган из мела и земли – Силбери-хилл. Раз­мах работ достигал поистине грандиозных масштабов. Несмотря на то, что лабиринт в Глас­тон­бе­ри-Тор является единственным в своем роде сооружением, он хорошо сочетается с тем, что нам известно о помыслах и устремлениях замечательных строителей древней Британии. Трудно представить, что они упустили бы шанс включить такой яркий самоцвет, как Гластонбери-Тор, в свое ожерелье ландшафтных сооружений. Хотя на самом холме сохранилось мало следов доисторической деятельности, в окрестностях Гластонбери есть достаточно свидетельств инженерного искусства периода неолита и раннего бронзового века. Привлеченные изобилием рыбы и дичи, до­ис­то­ри­чес­кие первооткрыватели создали систему деревянных троп, или гатей, проложенных по окрестным болотам. "Путь Аббата", проложенный между двумя островками возле Гластонбери около 2500 года до н.э., был сделан примерно из 10000 древесных стволов, расколотых пополам, которые затем укладывались на кучи хвороста и ветвей кустарника, удерживаемые на месте длинными кольями, погруженными глубоко в болотистую почву. Другая тропа, известная под называнием "Свежий Путь", была сооружена еще раньше; если подтвердится датировка 3807 год до н.э., полученная в ре­зуль­та­те анализа древесных колец, то это будет вообще самая старая дорога в мире.

Гластонбери-Тор в Google
Гластонбери-Тор в Google.

В сомерсетских болотах было невозможно осуществлять крупные земляные работы или воздвигать каменные монументы для строительства религиозного центра. Так может быть, Гластонбери-Тор, с его природной ориентировкой на восход солнца в день главного праздника по кельтскому ка­лен­да­рю, был идеальным кандидатом на эту роль?

Однако здесь возникает другой вопрос. Если Гластонбери-Тор действительно был выбран как место ритуального центра, археологам предстоит разобраться с проблемой его взаимоотношений с Эйв­бе­ри. Линия восхода в первый день мая, при наблюдении с холма Тор, проходит через центр Эйв­бе­ри. Означает ли это, что каменный круг в Эйвбери был сооружен именно в этом месте из-за рас­по­ло­же­ния Гластонбери-Тор? Означает ли это, что Гластонбери-Тор гораздо старше, чем Эйвбери?

Хотелось бы надеяться, что продуманные археологические раскопки на террасах холма когда-нибудь позволят проверить вдохновенную догадку Джеффри Расселла и подтвердить опровергнуть идею о том, что в Гластонбери спрятан ключ к разгадке ритуальных ландшафтов Древней Британии.



Главная   Статьи о мегалитах   Статьи о лабиринтах   Фото   Фотогалерея лабиринта   Видео



Обновлен 27 мая 2017. Создан 15 апр 2015



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Рейтинг@Mail.ru