Майданы


Курган Конский Брод

С высоты птичьего полета сооружение напоминало звезду с тринадцатью лучами.



Фотогалерея   Видео
Координаты 47°11'02.85"N, 35°32'10.59"E   G O W Я
Координаты майданов и других Мест Силы.

Каждый курган хранит в себе какую-то тайну. Неискушенному постигнуть ее трудно, а вот ар­хе­о­лог, за плечами которого сотни исследованных древних усыпальниц, нередко способен даже про­гно­зи­ро­вать предстоящее открытие. Однако на то, что берёг в себе один из курганов неподалеку от Токмака, не рассчитывали даже самые бывалые исследователи. По ходу раскопок рождались самые разные предположения, однако общий их итог и последующие изыскания ошеломили всех.

Курган Конский Брод
Курган Конский Брод.

В XIX веке здесь уже успели побывать археологи, точнее, золотоискатели. Рассчитывая на то, что курган скифский, они устремились сразу к предполагаемому центральному погребению и пробили курган от вершины траншеей.

Река Молочная
Река Молочная.

...Село Виноградное, что в нескольких километрах от Молочанска. Курган, подпирающий его юж­ную околицу, необычен всем. И названием – Конский Брод, и размерами: высота – девять метров, в диаметре – сто. Отряд киевского археолога Сергея Пустовалова из Запорожской экспедиции Ин­сти­ту­та археологии АН УССР подступился к нему летом 1982 года. На что рассчитывали? Многие в отряде приготовились к встрече со знатным скифом, но сам Сергей дипломатично отмалчивался. Лишь мне "по секрету" сказал: "По опыту знаю, что на самой окраине плато, что вздыбилось над пле­сом реки, могильные насыпи, как правило, возводились еще в эпоху бронзы. Наш курган стоит ак­ку­рат на плато. Скифы? Их присутствие здесь полностью не исключается, ведь при захоронении кого-то из своих знатных соплеменников они могли использовать уже готовую насыпь, как это де­ла­ли часто. А если – "уже готовую", то маловероятно, что скифы оставили здесь кого-то из своих пред­во­ди­те­лей. Для них они устраивали в степи отдельные "земляные пирамиды".

Вот такие были предположения. Между тем бульдозер приступил к прокладке траншей через кур­ган­ную насыпь. Работе очень мешали камни. Они были повсюду. И нет, чтобы разбросаны, как по­па­ло. Известняковые обломки во многих местах лежали сплошным полотном. Именно поэтому не только у исследователей, но и у всех, кому пришлось побывать на месте раскопок, складывалось впе­чат­ле­ние, что курган окружен крепидой – свое образным каменным панцирем.

Собственно, как для крепиды, то камни уложены слишком уж тщательно. Слишком уж плотно по­до­гна­ны они друг к другу. Мало того. Если бы это была крепида, то прикрывала бы она всю на­сыпь, а здесь же прослеживается лишь какая-то полоса. И то – не везде.

Вскоре бульдозер управился с первой траншеей и начал прокладывать вторую. Вот тут и появилась возможность проследить, что каменная отмостка начинается у подножья западного склона кургана, потом опоясывает его и лентой тянется на северо-запад. И не вниз. А стремится к вершине! То есть, похоже, что каменное полотно опоясывает курган своеобразной спиралью.

Остановили бульдозер. Зашуршали саперные лопатки, ножи, щетки. Пядь за пядью освобождаются камни от земли. Никто не трогает их с места. Все оставляют как было, как есть.

Нет, все же не крепида. Отмостка из камней сохраняет почти одинаковую ширину, а по обеим ее сто­ро­нам когда-то возвышались... стелы. Сейчас они, ясное дело, лежат – одна, вторая, третья, чет­вер­тая... Стела за стелой. Примитивные, предельно условные, но догадаться нетрудно – че­ло­ве­чес­кие фигуры. Не сарматские, не скифские и не киммерийские, потому что слишком уж несовершенны. Так изображали человека значительно раньше, в эпоху бронзы. И, вероятнее всего, это дело рук "катакомбников", живших в нашей степи около четырех тысяч лет тому назад.

Каменное полотно, да еще со стелами с обеих сторон уже наводит на более-менее конкретные вы­во­ды. Но никто пока еще не торопится делать заявление первым. Каждый рассуждает молча, и лишь когда расчистили довольно значительных размеров площадку, а в соседних траншеях об­на­ру­жи­ли одну за другой каменные отмостки, предположения прозвучали вслух. И все, свелось к одному: "А не дорога ли, вымощенная из камня ведет на курган?

Каменная дорога. По-современному выражаясь, – шоссе. Расчищая ее, на совесть поработали школь­ники и студенты. Именно они ножами и щетками расчистили полотно до мельчайших под­роб­нос­тей.

Каменная дорога... Но зачем она, к чему на кургане, образ которого давно и заслуженно вошел в наше сознание в виде огромной насыпи над древней могилой? Были курганы со стелами, с каменными "бабами" на вершинах, случались с дольменами и менгирами (каменные столообразные глыбы). Но вот с дорогой не встречался ни один на протяжении всей истории археологических исследований.

Дорога... Почему таким своеобразным серпантином опоясывает она курган? Чем заканчивалась она там, на самой вершине земляной пирамиды?

Несколько опережая события, скажу, что на большинство вопросов ответы найдены. Часть по­лу­че­на непосредственно в степи, во время раскопок, остальные позже, в результате последующих рас­суж­де­ний многих исследователей. А забежал я вперед, чтобы сказать: отряд Сергея Пустовалова спас древнюю дорогу. Молодые археологи, рискуя вызвать немилость у начальства по причине мед­лен­но­го продвижения работ, сделали все, чтобы ни одна деталь сооружения не, была утрачена. Они по-своему не спешили и делали все как следует. Исследователи и их помощники зафиксировали все – незыблемое правило в археологии, то правило, которого, к сожалению, придерживаются не все.

Четыре месяца продолжались исследования кургана. За это время прорыто траншей общей длиной около двух километров со средней глубиной четыре метра. Перевернуто свыше тридцати тысяч ку­би­чес­ких метров земли. Все это – ради того, чтобы до мелочей проследить архитектуру не­о­быч­но­го степного сооружения.

Я до сих пор ничего не сказал про кубок, найденный в неглубокой яме. Чудесный кубок, почти аб­со­лют­ной сохранности. В течение нескольких тысячелетий он пролежал у обочины древней до­роги.

Не вспомнил я также о двух захоронениях с глиняными масками, в которых находились две булавы и сирель – классические атрибуты жрецов.

Наконец я до сих пор обходил молчанием остатки глиняных блоков, из которых на вершине кур­га­на был сооружен алтарь. Да, именно алтарь. Все на кургане начиналось с дороги, дорогой все и со­про­вож­да­лось, и я не стал, до поры до времени, отвлекать внимание читателя дополнительными деталями.

И вот сейчас – самое время сказать обо всех этих находках. Именно Они вместе с каменным по­лот­ном, ведущим на курган, образуют грандиозный комплекс. А вот вывод, курган у села Ви­но­град­ное Токмакского района Запорожской области – уникальное культовое сооружение. Пользовались им преимущественно носители так называемой катакомбной культуры (ХХIII-ХVIII ст. до н.э.).

Позднее, после подробного изучения и осмысления всего того, что дал Конский Брод, выяснилось, что необычный курган возводили в три захода. Основу его заложили "ямники" самое малое пять ты­сяч лет тому назад. Прикрыв первое погребение, они возвели насыпь в высоту до шести метров. Соб­ст­вен­но, то был не просто курган. На его плоской вершине находился алтарь, выложенный из круп­ных глиняных блоков. Из таких же блоков были выложены тринадцать (проследить удалось толь­ко одиннадцать) валов, уходящих от алтаря во все стороны. То есть с высоты птичьего полета со­о­ру­же­ние напоминало звезду с тринадцатью лучами. Солнце?

Позже алтарь расширили, а валы-лучи засыпали кусками дерна. К алтарю присоединили два пан­дуса, переходящие в спуски. И пандусы, и спуски древние строители вымостили известняком. Им же об­ли­це­ва­ли и подпорные стенки. Почти у подножия сооружения, где каменная дорога при­мы­ка­ла к кур­га­ну и дальше вела на алтарь, возвышалась трехметровой высоты стела. Одни исследователи счи­та­ют, что формой она напоминает топор. Другие – лодку.

Сооружение имело весьма впечатляющий вид. Но еще более впечатляющим, величественным ста­ло оно после того, как пандус и спуски засыпали, оставив один проход к алтарю, а высоту со­о­ру­же­ния довели до девяти метров.

Курган Конский Брод
Таким был курган Конский Брод около пяти тысяч лет назад (Реконструкция С.Пустовалова).

В том, что неподалеку от Молочанска в облике древнего кургана открылось незнаемое и не­ви­дан­ное доселе святилище эпохи бронзы, ни у кого не вызывало сомнений. Кому оно по­свя­ща­лось? С. Пу­сто­ва­лов, исходя из того, что на первом этапе своего существования святилище с высоты на­по­ми­на­ло дневное светило с лучами, предполагает, что соорудили его а честь бога Солнца. А уже позже, ко­гда степная пирамида дважды подвергалась существенной перестройке, оказавшись, таким об­ра­зом, под охраной гигантского гранитного топора, она могла быть святилищем бога Дождя и Грозы. Ведь именно топор считался символом покровителя этих двух грозных стихий.

На вопрос, что же и как было там, на вершине, когда-то, исчерпывающий ответ дать сегодня не­воз­мож­но. В XIX веке здесь уже успели побывать археологи, точнее, золотоискатели. Рассчитывая на то, что курган скифский, они устремились сразу к предполагаемому центральному погребению и про­би­ли курган от вершины траншеей. Ясное дело, скифского золота не нашли, зато траншеей по­пор­ти­ли концовку каменного полотна, которое примыкало непосредственно к алтарю. Во время Ве­ли­кой Отечественной войны курган подвергнулся дополнительному разрушению – северо-за­пад­ный его склон изуродовали окопы и траншеи.

Но значительная часть каменного полотна все же сохранилась. Откуда вела эта дорога? Ты­ся­че­ле­тия камня на камне не оставили от того, что подходило непосредственно к кургану. Время не по­ща­ди­ло географическое начало дороги, но ничего не могло поделать с ее историческими ис­то­ка­ми. Впер­вые в истории человечества дороги из камня стали мостить здесь, на степных просторах Вос­точ­ной Европы, во II тысячелетии до нашей эры.

Долина реки Молочная
Долина реки Молочная.

... Очень удачно выбрали место древние строители для сооружения святилища. Ближе к вечеру воздух у Молочной становится прозрачным, горизонты расступаются, и уже видно не только дымы, но и окраину Мелитополя, а ведь к нему – целых полсотни километров. Видно весь Токмак и степь на левом берегу Молочной. Дальше, на юг, вдоль Молочной, километрах в десяти, на мыске, – еще один курган, десятиметровый, за ним, чуть дальше, вблизи Старобогдановки – одиннадцати метровый. С Конским Бродом они образуют одну линию, и нетрудно представить вдоль этих курганов дорогу из камней. На равнине на протяжении веков она не могла сохраниться, и только небольшой ее отрезок дождался археологов.

Дорога с твердым покрытием в степи... Стоит ли доказывать, что сама по себе, без колесницы, она не могла существовать? Целых колесниц на Юге Украины пока что не обнаружено, но колеса от них есть. Ими в некоторых могилах "катакомбников" перекрывали вход в погребальные камеры.

Каменное полотно... Деревянные колеса... Как тут не проследить связь между этими двумя яв­ле­ни­ями!

Древнейшее изображение колесницы выявлено очень давно и не где-нибудь, а здесь, в При­азовье, на одной из глыб так называемой Каменной Могилы – всемирно известного гео­ло­ги­чес­ко­го и ар­хе­о­ло­ги­чес­ко­го памятника. От Виноградного до Каменной Могилы – рукой подать, она тоже на бе­ре­гу Мо­лоч­ной, только немного ниже по течению, неподалеку от Мелитополя. Киевский археолог Н.Н. Че­ред­ни­чен­ко уверенно говорил о том, что первые колесницы появились именно в при­чер­но­мор­ских и при­азов­ских степях. К тому времени, как был исследован виноградненский курган, доказательств его версии было не так уж много: древнейшее изображение колесницы на Каменной Могиле, колеса в по­гре­бе­ни­ях "ямников" и "катакомбников'', да еще – интуиция исследователя. Теперь же ко всему это­му присоединилась еще и дорога. Пусть всего лишь фрагмент, пусть даже условная, сим­во­ли­чес­кая дорога, но все же она дает полное право утверждать: в первой четверти II ты­ся­че­ле­тия до на­шей эры люди, которые жили в степной зоне, умели прокладывать дороги. А уж коль умели, то в до­ро­гах этих была необходимость. И не условная, а – реальная, жизненная. И дорога, и весь ис­сле­до­ва­тель­ский культовый комплекс дали возможность сказать о тесных связях обитателей нашей степи с культурами Передней Азии уже несколько тысяч лет тому назад. Причем связи эти носили не только временный экономический характер, но и постоянный идеологический.

Археологи С. Пустовалов и В. Отрощенко не просто по окончании раскопок сделали предметное со­об­ще­ние о находке, точнее, об открытии. Опираясь на отрезок древней дороги, на весь куль­то­вый комплекс, обнаруженный в кургане Конский Брод, они умножили шансы одной очень лю­бо­пыт­ной гипотезы – о передневосточном происхождении катакомбной культуры, имеющей прямое от­но­ше­ние к ариям (на противовес мнению о зарождении ее в Малопольше). Мало того, материал из Кон­ско­го Брода дал массу аргументов в пользу существования новой, так называемой Приазовской куль­ту­ры. У нее еще нет паспорта. Но культовый комплекс у села Виноградное уже выдал ей то, что на­зы­ва­ет­ся фор­мой номер один.

Константин Сушко, газета «Суббота плюс» 3 мая 2001 г.



Главная   Статьи о курганах   Фото   Фотогалерея кургана   Видео



Обновлен 29 мая 2017. Создан 03 апр 2015



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Рейтинг@Mail.ru