Майданы

Кромлех Стеннес

Мегалиты Стеннеса расположены на севере Шотландии на самом большом из Оркнейских островов, Мейнленде, и представляют собой кромлех и нескольких менгиров.



Фотогалерея   Видео
Координаты 58°59'38.58"N, 03°12'29.15"W   G O W Я
Координаты майданов и других Мест Силы.

Каждый из нас наслышан о знаменитом Стоунхендже, загадочном каменном комплексе, со­о­ру­жен­ном кельтами несколько тысяч лет назад на территории современной Англии. Но ле­ген­дар­ный Сто­ун­хендж – далеко не единственное подобное сооружение в Англии.

Кромлех Стеннес или "Cтоячие камни Стеннес" (The Standing Stones o' Stenness) включены в спи­сок Всемирного наследия ЮНЕСКО. Их датируют как минимум 3100 г. до н.э. Это означает, что они являются одними из самых древних в Великобритании. Старше Египетских пирамид, на 800 лет старше Стоунхенджа (Англия) и на несколько сот лет младше Ньюгранжа (Ирландия).

Кромлех Стеннес

Даже днём, при сияющих лучах солнца, это странное место выглядит как-то жутко и сверхъ­ес­те­ст­вен­но. Здесь каждому станет не по себе…

Кромлех Стеннес

Мегалиты Стеннеса расположены на севере Шотландии на самом большом из Оркнейских островов, Мейнленде, и представляют собой кромлех и нескольких менгиров. Находятся они на мысе протоки, соединяющей пресное озеро Харрей (Loch of Harray) с соленым озером Стеннес (Loch of Stenness), которое получило свое норвежское название в честь этих мегалитов – "каменная межа" – еще в древности.

Кромлех Стеннес
Толщина плит мегалитов Стеннес до 300 мм, а высота камней до 5 метров.

От мегалитов Стеннеса к настоящему времени осталось всего 4 камня. Несмотря на то, что обычно пишут, что в кромлехе Стеннес изначально было 12 камней, исследования 1970-х годов показали, что кромлех никогда не был достроен: два или по крайней мере один камень так и не был по­став­лен на уготованное для него место.

Кромлех Стеннес
Макет кромлеха Стеннеса. Уцелевшие камни отображаются черным цветом, пустые места с розетками серым. Сомнений не остается что камень 12 существовал и, возможно, камень 9.

Мегалитический элипс Стеннеса, диаметром 32 м, располагался на ровной платформе 44 м.

Единственный вход в сооружение располагался с северной стороны и был обращен к близ­ле­жа­ще­му неолитическому поселению Барнхауз, жители которого, скорее всего, его ис­поль­зо­ва­ли, и, воз­мож­но, являлись его строителями.

По дороге к Барнхаузу в 700 м также находится менгир – Камень Барнхауза (Barnhouse Stone).

Платформа в свою очередь была окружена выбитым в скальной плите рвом – глубиной в 2 м и шириной в 4 м и в древности наполненным водой, – снаружи которого был сооружен земляной вал, поэтому мегалитический комплекс Стеннес классифицируют как хендж.

Однако из какого именно места были принесены строителями сами плиты для кромлеха мне не удалось найти в источниках.

В центре кромлеха находится алтарь, структурно аналогичный тем, которые находят в близ­ле­жа­щих неолитических поселениях, например, Скара-Брей.

Кромлех Стеннес
Плита в центре кромлеха.

Алтарь находился в центре элипса мегалитов Стеннеса.

Еще Вальтер Скотт, посетивший эти места, высказал предположение, что "алтарь" использовался в качестве жертвенника (Walter Scott, "Essay on Border Antiquities," 1814), на котором приносились человеческие жертвы, и что спустя 160 лет подтвердили археологические исследования: были най­де­ны уголь и керамика, кремированные останки человеческих костей, а во рву вокруг были об­на­ру­же­ны кости животных. Доктор Колин, занимавшийся археологическими исследованиями, считает, что есть основания предположить, что этот жертвенник был перемещен из близлежащего поселения Барнхауз.

Однако, под "алтарем" Скотт подразумевал совсем иное сооружение: не остатки реального алтаря в центре, а стоящую сбоку от него структуру с горизонтально лежащей плитой и двумя вертикально стоящими сбоку камнями! И из-за этого его предположения, как мы увидим ниже, произошло до­ста­точ­но много недоразумений.

Гиды обычно рассказывают четыре легенды, связанные с кромлехом Стеннес:

1. Оркнейцы (как их называли ранее "оркадцы"(Orcadian), а Оркнейские острова – Оркадскими) ве­ри­ли, что малыш, которого просунули в отверстие камня Одина, не будет страдать параличом. Вплоть до разрушения камня местные, оставляли у него небольшое подношение – будь то капля эля, кусочек хлеба, сыра, или красивый камушек.

2. Когда юные оркнейцы решали связать свои судьбы, они давали друг другу клятву Одина, для че­го сначала шли к Храму Луны (Кромлех Стеннес), где девушка в присутствии юноши давала клятву вер­ности, затем к Храму Солнца (Круг Бродгара), где юноша давал клятву верности в присутствии де­вуш­ки, после чего с разных сторон приходили к камню Одина и соединяли руки через отверстие в нем.

Для развода нужно было одному выйти из кромлеха Стеннес на юг, а другому на север. И их клятва признавалась не имеющей силы.

3. Однажды в XVIII веке один юноша соблазнил девушку, но не женился и не признал их общего ре­бен­ка, за что местные старейшины осудили его вплоть до изгнания. А местному священнику объ­яс­ни­ли свой остракизм тем, что осужденный нарушил "клятву Одина".

4. Интересно, что одной из историй, связанных с упоминанием клятвы Одина, вдох­нов­лял­ся Валь­тер Скотт, когда писал роман "Пират": в 1725 году на острове Эдай был схвачен, а затем, как водится, повешен в Лондоне пират Джон Гоу. А до этого он обручился с дочкой купца из Стром­несса, и молодые люди, как принято в этом районе Оркнейских островов дали друг другу клятву Одина в качестве эквивалента обручения. После того, как Гоу был повешен, невеста отправилась в Лондон, чтобы прикоснуться к мертвой руке жениха, поскольку верила, что это освободит ее от данной клятвы.

Изучая местные поверья и ритуалы нужно всегда помнить о том, что местные жители, создавая собственные ритуалы, поверья и мифы и понятия не имели о назначении кромлеха Стеннес для тех людей, которые его построили, предполагая, что это были викинги. Но на самом деле построили его и не викинги, и не кельты, и не пикты, и даже не допиктское население – притены, что объясняет в своей книге «Пикты. Таинственные воины древней Шотландии», Изабель Хендерсон. Они в этих местах, конечно, побывали, но когда кромлех Стеннес уже был построен.

Так что таинственные друиды, как и все последующие священники иных последующих религий возможно и имели отношение к этим местам, но не как строители, а пользователи: они использовали для своих нужд построенное ранее.

Мегалиты Стеннес возвели те, кто жили в этих местах до притенов, и как их называли другие пле­ме­на или как они себя величали – неизвестно. Во что и как именно верили – абсолютно не­по­нят­но. И откуда они пришли и куда потом делись – тоже. Без никакой мистики: дописьменная же культура, хоть и каменная!

Кромлех Стеннес

Зафиксировано несколько фактов намеренных разрушений мегалитических построек в тех местах.

1. Интересно в этой связи обратить внимание – это то, что находящееся рядом неолитическое поселение Барнхауз было намеренно разрушено перед тем, как его покинули.

2. Недавно некоторые ученые предположили, что существует связь между "алтарем Скотта", т.е. плитой с рядом вертикально стоящими плитами в кромлехе Стенннесс и, видным на горизонте через эти его стоящие камни, погребальным каирном Мейсхау (Maeshowe). Сам каирн Мейсхау в XII веке н.э. разграбили викинги и расписали граффити, оставив несколько рунических надписей на ка­мен­ных стенах погребальной камеры, которая в течение некоторого срока служила завоевателям жи­ли­щем. Кстати, всего сохранилось около 30 рунических надписей, так что тогдашний вандализм викингов обернулся крупнейшей коллекцией рунических надписей в мире.

3. Владельцем фермы поблизости от кромлеха Стеннес в начале XIX стал некто капитан Уильям Мак­кей, некоторые даже считают, что он был по национальности англичанин, приехавший на Орк­ней­ские острова незадолго до этого. К декабрю 1814 г. ему надоели последовавшие после визита Вальтера Скотта посещения многочисленных художников, писателей и историков, а особенно учас­тив­ши­е­ся после них ритуальные обряды местного населения, которое вытаптывало его поля.

Поэтому Маккей решил снести кромлех, а камни использовать для строительства коровника.

Кромлех Стеннес
От некоторых мегалитов Стеннеса остались только места, где они стояли.

Понятно, что он начал с того, что повалил один из камней кромлеха и расколол камень Одина, ко­то­рый был расположен, как и Наблюдательный камень и камень Барнхауза вне собственно кром­ле­ха Стеннес, но неподалеку от него. Камень Одина представлял собой менгир с просверленной в се­ре­ди­не дырой.

Капитан практически уничтожил традицию, и этого местные жители ему не простили: до конца его жизни они многократно поджигали его дом, поля, постройки и портили имущество.

Местные власти запретили капитану Маккею уничтожать кромлех и вообще прикасаться к камням на его земле, хотя он принес официальные извинения, каясь в содеянном перед местными жителями и властями.

До 1940 года остаток камня Одина использовались в качестве детали мельницы, приводимой в дви­же­ние лошадью, а когда тогдашний владелец перешел к применению более прогрессивной тех­но­ло­гии, то, не имея возможности сдвинуть с места, расколол тяжелый камень на мелкие куски.

До проведения археологических исследований 1988 года ученые не знали точного мес­то­по­ло­же­ния камня Одина, поскольку осталось всего несколько рисунков этого магического и столь важного для местного населения объекта. С большим трудом, но все же удалось установить, что расположен он был 140 метров к северу между кромлехом Стеннес и существующей в настоящее время фермой, которую сразу после находки археологов местные жители прозвали домом Одина.

4. В 1906 г. комплекс был взят под защиту государством. А годом позже, в 1907 году "алтарь Скот­та" был реконструирован тогдашними археологами в виде дольмена, т.е. сверху была положена пли­та, которая ранее находилась рядом. Возможно дабы проявить уважение к памяти писателя, столь много сделавшего для родной страны.

5. И конструкция оставалась в таком виде до 1972 года, когда верхнюю плиту нашли валяющейся около жертвенника, и что местные жители объяснили чьей-то пьяной шуткой во время Хэллоуина. Однако в результате полицейского расследования выяснилось: еще до праздника Всех Святых плита некоторое время лежала рядом с "алтарем". В конечном итоге проводящие исследования мегалита современными методами ученые, хотя и сочли, что некоторая каменная структура на этом месте существовала, все же не нашли доказательств того, что реконструкция жертвенника именно в виде дольмена является адекватной, а потому оставили все в том виде, как сейчас на фотографии.



Главная   Статьи о мегалитах   Статьи о кромлехах   Фото   Фотогалерея кромлеха   Видео



Обновлен 25 сен 2015. Создан 23 мар 2015



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Рейтинг@Mail.ru