Майданы

Каменная могила

Каменный археологический памятник близ Мелитополя.



Фотогалерея   Видео
Координаты 46°57'01.07"N, 35°28'10.18"E   G O W Я
Координаты майданов и других Мест Силы.

Археологический памятник Каменная могила расположен в 2 км от посёлка Мирное Ме­ли­то­поль­ско­го района Запорожской области и представляет собой нагромождение камней площадью около 30 000 кв. метров, высотой до 12 метров и размерами примерно 240 на 160 метров.

Каменная могила находится в долине реки Молочной в Запорожской области Украины. Добраться до неё можно по Симферопольской трассе, не доезжая Мелитополя, слева поворот на село Мирное с огромным плакатом: „Кам’яна могила. Археологічний пам’ятник“ и дальше по аналогичным ука­за­те­лям, только меньшей формы.


Валерій Бебик. Кам'яна могила найдавніший храм планети.

Предположительно холм возник при отвердении песчаных масс (суглинков) бывшей отмели Сар­мат­ско­го моря под влиянием местных минералов (латерит), содержащих железо. В дальнейшем под­вер­гал­ся воздушной и водной эрозии, в том числе продолжительное время будучи островом реки Молочной.

Содержит множество пещер и гротов. В геологическом и историческом плане Каменная могила – один из уникальнейших памятников. Это останец песчаника сарматского моря третичного периода... здесь была песчаниковая мель.

Позднее, когда возникло Понтийское море, на этом месте образовались известняковые отложения (они и сейчас хорошо прослеживаются на правом берегу долины реки Молочной, вблизи села Терпенье Мелитопольского района), в толще которых найден зуб кита. Море ушло, воцарилась пустыня. Появились красно-бурые глины, содержащие железо и марганец. Впоследствии здесь образовалась впадина реки, воды которой проникли вглубь земли, а оксиды железа и марганца выходили на поверхность песка, образуя каменистую породу. Так постепенно возник на этом месте песчаниковый монолит.

В период таяния ледника на севере (граница его достигала района современного Дне­про­пет­ров­ска) „большая вода“, стекая к югу, образовала долины рек и так называемые „амфитеатры“ – ог­ром­ные вымоины в правом берегу пра-Молочной. Эти „амфитеатры“ образовались, как полагал русский естествоиспытатель академик К.М. Бэр, в результате поворотного движения огромной массы воды на поверхность Земли. Вследствие естественного углубления русла реки Молочной огромный остров ока­зал­ся на поверхности долины, под воздействием воды и ветра первичный щит песчаника рас­ко­лол­ся, а его обломки сползли по песку, и возник своеобразный каменный холм с гротами и пещерами.

С течением времени плиты приобрели удивительные формы и очертания. Сегодня на многих из них можно увидеть отпечатки моллюсков Сарматского моря – жителей могучего древнего водоёма. Однако это не беспорядочное нагромождение плит, а правильно развалившийся каменный панцирь, пещеры и гроты которого оказались очень удобными для культовых целей древних людей.

Геологическая редкость таких образований, как Каменная могила, способствовала рас­про­стра­не­нию идеи об искусственном происхождении памятника.

Так некоторые исследователи считают, что Каменная могила, это разрушенная временем пи­ра­ми­да или зиккурат древнего племени амазонок. Женщины-воительницы обитали как раз в районе нынешнего Мелитополя и окрестностей – в 50-х годах ХХ столетия археолог А.Я. Треножкин именно здесь обнаружил немало захоронений с женскими останками, предметами туалета и оружием точь-в-точь как на некоторых древнегреческих изображениях. Амазонки с этого момента перестали быть мифом. Непокорные и свирепые они были приверженками некоего тайного культа – за сотни километров притягивали на одно священное место в приазовской степи огромные каменные глыбы и возводили свою пирамиду. Со временем, правда, культ этот потерял былую популярность, да и сами воительницы стали мягче – даже вступили в более-менее равноправные отношения с одним из скифских племен. От этого союза вроде бы образовалось потом племя сарматов, а построенное амазонками сооружение в степи и дальше считалось священным у самых различных культур и народов, но каждый вкладывал в него новую историю и свой смысл...

В народе существует еще несколько легенд о происхождении Каменной могилы. Одна из них, о ссоре двух богатырей, которые кидали друг в друга скалы, имеет славянское происхождение. А вот местные жители – ногайцы полагали, что Каменная могила появилась таким образом: Провинился когда-то богатырь Богур перед Аллахом, и тот наказал его: повелел выломать из ближнего горного кряжа в Крыму камни и сложить их на берегу Молочной реки. Но для ускорения работы богатырь прибегнул к хитрости – неплотно стал складывать камни. Когда более чем наполовину работа была сделана, Богур, втаскивая глыбу, неосторожно оступился и провалился в щель между камнями, застрял там и умер с голоду. Такое наказание его постигло – обманывать нехорошо! После этого Аллах повелел ветру засыпать песком все щели между камнями и закрыть тело Богура. Кости его находят будто бы и поныне. В память о ленивом богатыре-обманщике назвали татары это место «Горой, Собранной из Камня»…

Каменная могила

Русское название Могила происходит от подобия холма огромному кургану, могиле, однако в Западной Украине слово «магура» (на греческом языке – «мегаро»), означает совсем не захоронение, а – «алтарь», «храм», «святилище».

Сам холм Каменной Могилы расположен в самом центре огромной, практически круглой площадки.

Это место окружено курганами и древними «каменными бабами» – метровой высоты фигурами воинов, женщин, детей.

Интересно, что даже изваяния воинов несут в себе ярко выраженное женское начало, что тоже свидетельствует об обитании в этих местах племен амозонок.

Каменная могила использовалась древним человеком в качестве святилища и содержит уникальные петроглифы, с которыми мы познакомимся немного позже.

Точное происхождение этого степного феномена достоверно неизвестно ни кому, а первые документальные подтверждения его существования относятся к концу 70-х годов XVIII века.

Так, первое упоминание о святилище Каменная Могила относится к 1778 году. В том году здесь во время русско-турецкой войны полководец Суворов А.В. распорядился поставить пост из 14 казаков для охраны почтового тракта, а также для надзора за тем, чтобы древние плиты не разбирались местным населением для строительства домов.Великий полководец называл холм «чудом природы», под таким названием он и был нанесен на карту. Позже уже на карте Таврической губернии памятник был обозначен как Камень-Ююнь-Таш (с тюркского «Гора, Собранная из Камня»)...

Следующим в 1837 году в гротах Каменной Могилы побывал известный русский академик П.И. Кеппен. Во время поездки по Приазовью для составления «Описи памятников древности» он нашел пещеру, на стенах которой имелись надписи и рисунки. В своём дорожном дневнике он писал: «Каменная Могила – так в Мелитопольском уезде называется бугор, состоящий из огромных груд песчаника и находится на правом берегу реки Молочной…взгромождённые тут природою камни, то выступают из земли, то склоняясь в противоположные стороны, образуют как бы навесы…один из моих проводников, в детстве с товарищами, видел на стенах надписи, из коих одна была длиною в аршин и более…» Эта информация заинтересовала научный мир. Ее восприняли как факт, подтверждающий рассказы древнегреческого историка Геродота о Скифии.

В 1889 году российский археолог Н.И. Веселовский первым из исследователей произвёл здесь раскопки. Раскапывая неподалеку от Каменной могилы курган, археолог выехал к селу Терпенье «для проверки слухов». Веселовский обнаружил «каменный курган», предположил, что это искусственное сооружение, и в 1890 году раскопал несколько пещер, но, не обнаружив ни кладов, ни погребения, разочаровался и прекратил работу, оставив лишь короткую незначительную запись о Каменной могиле. Однако им же были вновь описаны таинственные и загадочные знаки обнаруженные на стенах гротов. Также он посчитал Каменную Могилу насыпным курганом.

Более детально изучением надписей начала заниматься группа исследователей Института истории материальной культуры АН УССР во главе с Отто Бадером в 30-х годах XX века. Так с 1932 года памятником заинтересовались сотрудники Мелитопольского историко-краеведческого музея. Они обратили должное внимание на множество наскальных изображений внутри гротов и пещер Каменной могилы. В 1934 году В. Н. Даниленко, в то время молодой сотрудник музея, руководивший раскопками на Каменной могиле, написал несколько писем в Институт археологии АН УССР, добиваясь проведения более масштабных археологических работ. Фактически, В. Н. Даниленко открыл Каменную могилу для современников. В 1936 году Каменная могила была наконец-то включена в зону исследований Азово-Чёрноморской экспедиции Института археологии АН УССР, а в 1938 году уже стала основным объектом этой экспедиции. Исследователи, главным образом, благодаря усилиям Даниленко, открыли более 30 новых мест, содержащих изображения.Именно их усилиями на первый взгляд хаотичные штришки были объединены в особую системную письменность, напоминающую шумерскую, которая была открыта совсем недавно.

Работы продолжались до 1941 года, так как были прерваны Второй мировой войной. Более того, руководитель экспедиции О.Н. Бадер (родом из Полтавской области Украины) был по происхождению немец, что послужило причиной его ссылки в Нижний Тагил.

Во время Второй мировой войны исследования Каменной Могилы проводили специалисты Анэнэрбе... Еще в середине XIX века английский археолог Лейард обнаружил ассирийскую клинописную библиотеку с легендами, которые были практически идентичны историям, записанным в Библии – изгнание из рая, всемирный потоп и т.д., но гораздо старше... Такой вот плагиат в Священном писании стал причиной одного из самых сильных кризисов веры в христианском мире. Дальнейшее исследование вопроса показало, что легенды эти принадлежали шумерской цивилизации, и привело к открытию древнейшей на земле письменности. Шумер – древняя страна в Южном Двуречье (современный Ирак). Около 3000 лет до нашей эры здесь сложились города-государства (Ур, Лагаш, Киш и др.). В 1923 году свет увидел труд «Основы шумерской грамматики», автором которого был археолог Арно Пебель. Шумерологи и сегодня учатся по этой книге. Много лет Пебель прожил в Америке, основал там институт по изучению шумерской цивилизации. Но в середине 30-х годов убежденный нацист Пебель вернулся в Германию, где встречи с ним ждал эсэсовец Герман Вирт, создатель и руководитель мистического общества «Аненэрбе», занимавшегося исследованием оккультного опыта цивилизаций прошлого. «Ананэрбе» (Память предков- нем.) – мистическое общество под покровительством 3-го Рейха... Так вот: эти двое, Пебель и Вирт – хоть и отстраненный от руководства «Аненэрбе», с 1942 по 1943 год работали в оккупированном немцами Мелитополе. На свои деньги они исследовали «Каменную могилу», которую считали древнейшим памятником ариев и зачем-то бурили почву в нескольких километрах от памятника… В гроте Собаки им якобы удалось прочесть 40 каменных табличек, написанных по-шумерски.Почему Каменная Могила так заинтересовала нацистов? По их версии потенциальными жителями Арраты могли быть арийцы, считавшиеся предками немецкой нации. В 1946 году Арно Пебель был интернирован американцами и, скорее всего, вывез с собой перевод текстов. Однако он умер в 1957-м году так и не пролив свет на подробности своей работы в Украине по поводу исследований Каменной Могилы. Герман Вирт к концу 70-х гг. пообещал опубликовать книгу, в которой подробно описал проекты, над которыми работал всю жизнь. Однако широкой публике было не суждено ознакомиться с его трудом – неизвестные выкрали рукопись книги «Palestinabuch» при весьма странных обстоятельствах. И была ли в этой книге приподнята завеса тайны над украинскими изысканиями немецких ученых – так и осталось загадкой. И, казалось, уже никто никогда не выяснит, зачем нацистам понадобилось изучать груду камней под Мелитополем и бурить почву в окрестностях памятника.

После окончания войны и советский исследователь Отто Бадер уже не смог вернуться на работу в западные районы СССР и работал в Перми, а исследования Каменной могилы возобновились уже без него только в пятидесятые годы. К В.Н. Даниленко подключились Б.Д. Михайлов и М.Я. Рудинский, который открыл ещё 13 мест, содержащих изображения.

В начале пятидесятых годов появились планы создать на территории Запорожской области Южноукраинское (Северокрымское) водохранилище, которое затопило бы Каменную могилу, однако исследователям удалось добиться для неё статуса заповедника. 7 июля 1954 г. правительство УССР приняло соответствующее решение и выделило под заповедник 30 гектаров от земель колхоза им. Сталина. В начале семидесятых годов В.Н. Даниленко обнаружил ещё два интересных грота, а в конце восьмидесятых ещё несколько гротов обнаружил Б.Д. Михайлов.

В 1986 году по инициативе Б.Д. Михайлова Совет Министров Украины и Запорожское областное управление культуры приняли решение о создании государственного историко-археологического музея-заповедника «Каменная Могила», первым директором которого и был назначен Борис Михайлов. Проводят научные работы там и в наши дни.

Каменная могила

Что же представляет собой Каменная Могила?

Каменная могила содержит 87 гротов и пещер, в 65 из которых сохранились тысячи петроглифов (с греч. – «резьба по камню») – рисунков и символов. Хронология петроглифов охватывает огромный период от эпохи позднего палеолита до средневековья (от XXIV-XXII веков до н.э. до X-XII веков н.э.). Большинство глыб в два-три раза выше человеческого роста. Исследователи подсчитали, что на трех гектарах площади заповедника Каменная Могила находится более 2000 плит. В них было обнаружено несколько тысяч наскальных изображений-петроглифов, о которых мы уже упоминали Их хронология – от ХVI-ХIII тысячелетия до нашей эры – до Х-ХII веков нашей эры.

Ни в самой Каменной могиле, ни в непосредственной близости от неё не обнаружено человеческих поселений, которые можно связать с памятником. На основании этого, исследователи делают вывод, что каменная могила использовалась исключительно в культовых целях, как святилище. Кроме этого, практически все изображения Каменной могилы нанесены на внутренние поверхности каменных глыб, и их можно наблюдать только проникая внутрь гротов, лазов и пещер, что также свидетельствует об их предполагавшейся сакральности.

На некоторых изображениях сохранились следы красной краски, которой они были раскрашены в древности. Петроглифы нанесены небольшими камнями твердых пород, которые легко оставляли следы на мягком песчанике. Несколько таких кварцевых камней были обнаружены в процессе исследований.

Отсутствие какого-либо дополнительного археологического материала и уникальность многих изображений Каменной могилы вынудило исследователей пытаться датировать памятник исходя из различных трактовок самих петроглифов. (В некоторой близости к Каменной могиле были выявлены палеотические, неолитические поселения, а также поселение эпохи бронзы, однако какой-либо непосредственной связи с самой Каменной могилой обнаружено не было). В пятидесятые – семидесятые годы XX века развернулась жаркая дискуссия о датировке изображений палеолитом, неолитом и даже энеолитом. Палеотическую датировку отстаивал в основном В.Н. Даниленко и О.Н. Бадер (по крайней мере на ранней стадии исследований), М.Я. Рудинский и другие исследователи придерживались неолитической датировки. Дискуссия, по существу, свелась к тому, является ли один из самых крупных петроглифов изображением мамонта или быка (мамонт свидетельствовал бы в пользу палеолита, а бык в пользу неолита). Участники дискуссии умерли в семидесятые-восьмидесятые годы, оставшись при своих мнениях, продолжая, каждый по-своему, называть грот со спорным изображением «Грот быка» и «Грот мамонта».

Вместе с этим некоторые исследователи отмечали возможность использования святилища и в течение палеолита, а затем и во времена неолита, а некоторые отвергали такую возможность. В частности, М.Я. Рудинский обращал внимание, что в Каменной могиле не обнаружено следов наложения новых изображений на старые, что свидетельствует скорее о нанесении петроглифов одной культуры в течение одной исторической эпохи. Не утихающая дискуссия о датировке памятника побудила некоторые справочники и энциклопедии называть Каменную могилу «памятником мезолита», то есть датировать её петроглифы периодом между палеолитом и неолитом, что скорее всего ошибочно. Как показали исследования и находки Б. Д. Михайлова, древнейшие рисунки датируются эпохой палеолита (приблизительно XXIV-XX тыс. до н.э.). А именно, найдены рисунки, явно воссоздающие изображение мамонта, бизона, скульптурные изображения пещерного тигра, то есть животных эпохи позднего палеолита, проживавших на территории Северного Приазовья.

Среди изображений Каменной могилы встречаются такие, которые перекликаются с петроглифами Швеции и Карелии. К таким изображениям относятся серии круглых лунок, «отпечатки» че­ло­ве­чес­ких следов. Однако, основная масса петроглифов Каменной могилы уникальна в своём роде. Многие изображения исследователи считают рисунками животных (быков, ланей), а также их комбинациями («упряжка быков», «животные в зарослях», «быки в позе самозащиты», «жертвоприношение че­ло­ве­ка и животного») и т.п. Остальные петроглифы традиционно интерпретируются как магические рисунки, используемые в обрядах, стимулирующих удачную охоту, рыбалку и т.п. Например, характерное для Каменной могилы частое использование пе­ре­кре­щи­ва­ю­щих­ся линий иногда трактуется как символ рыболовных сетей, изображение которых было предназначено для культового ритуала, способного принести удачу во время рыбной ловли. Внутри грота № 9 (Грота Быка или Мамонта) был обнаружен горизонтальный камень, который мог использоваться как жертвенник, что отчасти подтверждает подобные толкования. (Однако никаких археологических подтверждений использования камня как жертвенника обнаружено не было.) Своеобразие основного корпуса петроглифов Каменной могилы привнесло множество трудностей для попыток интерпретации: «Доминирование в составе наскальных изображений Каменной могилы линейно-геометрических композиций усложняет раскрытие сокрытых в них сюжетов».

С сороковых годов прошлого века между исследователями не утихала дискуссия о датировке и расшифровке изображений памятника. Придерживавшиеся крайних точек зрения В.Н. Даниленко и М.Я. Рудинский умерли, оставшись каждый при своём мнении. Их основные монографии с одинаковыми названиями «Кам’яна могила» были опубликованы только посмертно. Археолог Б.Михайлов в 80-е гг. предполагал, что рисунки это не что иное, как готские руны. Но вот один из первых исседователей Отто Бадер поделился с молодым исследователем шумерской цивилизации Анатолием Кифишиным догадкой: знаки «Каменной могилы» – не что иное, как шумерские пиктограммы.Тот в 1994 г. лично исследовал Каменную могилу и предположил, что в петроглифах Каменной могилы есть следы протошумерской письменности. Это неожиданное предположение, справедливость которого остаётся под большим сомнением, вызвало жаркое обсуждение на страницах популярной прессы и привлекло к памятнику большое внимание. Кифишин, расшифровав десятки надписей, сделал вывод: язык письмен «Каменной могилы» гораздо более древний, чем клинопись табличек Вавилона и других шумерских городов! Если первые шумерские тексты относятся к IV тысячелетию до нашей эры, то одна из бесспорно установленных дат, которой принадлежит надпись «Каменной могилы», – 6200 год до н.э. Если с этой датой историки худо-бедно смирились, то правильность другой – 11582 год до нашей эры, к которой относится одна из надписей «Каменной могилы» категорически отвергают, ибо в эти допотопные времена никакой письменности не было и быть не могло!

Нет, убежден Кифишин, была – еще как была! доказательства? Пожалуйста! На знаменитой уральской писанице – наскальных рисунках под Екатеринбургом, сделанных в ХVIII тысячелетии до нашей эры, – текст из «Каменной могилы», только в зеркально перевернутом виде (кстати, некоторые исследователи считают, что в уральской писанице встречаются формулы некоторых химических соединений, в том числе графита и антибиотиков). И наскальные рисунки из знаменитой французской пещуры Ласко (обнаруженные в ней образчики первобытного искусства считаются самыми совершенными) – не что иное, как зашифрованные надписи, почти в точности повторяющие тексты из «Каменной могилы».

Но как могли похожие тексты, относящиеся к невообразимой древности, попасть в разные концы гигантского материка и почему все они писаны на шумерском? Записи, найденные в междуречье Тигра и Ефрата говорят о прародине Шумеров – месте, откуда пошла эта цивилизация – загадочной стране Аратта, географическое расположение которой не меньшая загадка чем сама эта страна. В свете открытий сделанных на Каменной могиле, можно предположить, что это, самое первое государство на земле располагалось как раз на территории Украины, а под Мелитополем находится духовный центр этого древнего общественного образования!

Так, некогда, считает Кифишин, «Каменная могила» была жреческим центром древнейшего государства Аратта, простиравшегося по всей территории Евразии. Сюда, в главное святилище, приходили жрецы со всех концов тогдашне го мира и либо приносили таблички с каноническими текстами; либо копировали их в священных гротах.

Судя по записям на табличках, Аратта была первым известным в истории демократическим государством. В некоторых письменах говорится о народном собрании по велению которого правителя могли по истечении тридцати лет правления приговорить к принесению в жертву богам.

Также есть основания полагать, что на «Каменной могиле» обнаружены наброски эпоса о Гильгамеше – самого раннего письменного памятника в истории – той самой легенды, с которой частично списана Библия.

Зачатки письменности, как утверждает Кифишин, появились 37 тысяч лет назад, когда формировался прототип современного человека. Тогда у наших предков была особая культура – культура охотников за мамонтами. Людей становилось все больше, а добычи все меньше. Охотники покинули обжитые пещеры на территории современной Франции, Испании, Алтая и двинулись туда, где мамонтов еще было вдоволь...

Однажды все охотники и последние мамонты «сошлись» в Нижнем Поднепровье. Каменная Могила стала последним оплотом культуры этих древних людей. В те же края вследствие «демографического взрыва» устремились и древнейшие земледельцы из Малой Азии. Своей письменности у пришельцев с юга и востока тогда еще не было, а северяне приносили сюда собрания мудрости своих народов – начертанные на шкурах и костях животных копии наиболее существенных магических знаков, записанные на своих «языках» сведения о памятных датах. Потом это все аккуратно переписывалось на песчаные стены пещер и гротов Каменной Могилы. Сначала информация здесь просто концентрировалась, а затем ее стали обрабатывать жрецы, сводя к единой письменности и к XII тыс. до н.э. в Каменной Могиле уже работает «аналитический центр» охотников. Здесь собираются на советы избранные представители многих народностей, впитавшие всю мудрость предков...

В середине IV тыс. до н.э. вследствие геологических катаклизмов образовался Босфорский пролив. В Черное море хлынули воды Средиземного моря и океана. Уровень воды поднялся, а поскольку северное Причерноморье пологое, она затопила сушу километров на 300. Этот катаклизм судя по всему мог стать прообразом легенды о всемирном Потопе, увековеченной в эпосе Гильгамеша, а в дальнейшем и в Библии... Людям пришлось переселяться на новое место. Переселение народов – не одномоментный акт. Письменные памятники протошумерской культуры на Дунае, Балканах, в Турции – затяжные остановки народа на долгом пути из Приазовья в Шумер. Однако там встречаются лишь «заимствования», фрагменты, отрывки. Наиболее полные тексты содержатся на плитах и табличках Каменной Могилы...

Письмена Каменной могилы
Письмена Каменной могилы

Таким образом, опять же – согласно мнению археолога Анатолия Кифишина, Каменная могила оказалась первичным грандиозным древним архивом, прочитав который, можно пролить свет на подлинную историю мировой цивилизации... А это открытие намного значительнее даже чем ассирийская библиотека Лейарда!

Многие аналогичные памятники мира в целях сохранения укрываются специальными сооружениями (например Чатал-Хююк в Турции), Каменная могила, по-прежнему, находится под открытым небом. Вместе с этим многие исследователи в течение XX века отмечали постепенное разрушение пет­ро­гли­фов. В настоящее время проведена консервация всех гротов и пещер, содержащих петроглифы.

Поблизости от Каменной Могилы расположена другая особая территория – Герры, на которой некогда обитали т.н. царские скифы, тайну которых охранял весь народ, где также возможно расположены их тайные сокровищницы и захоронения...

Ещё о Каменной могиле:
Каменная могила и Аратта
Тайна Каменной могилы под Мелитополем



Главная   Статьи о мегалитах   Статьи о святилищах   Фото   Фотогалерея святилища   Видео



Обновлен 24 авг 2015. Создан 22 мар 2015



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Рейтинг@Mail.ru